При расстройстве пищевого поведения большинство пациентов очень обеспокоены своим телом. Мальчики могут хотеть нарастить гораздо больше мышц, чем это возможно или безопасно. Между тем девочки, в основном, хотят быть худыми. При регулярном питании и восстановлении веса их беспокойство по этому поводу имеет тенденцию уменьшаться. Они начинают быть способны и хотят действовать полезным образом (например, регулярно и сбалансированно питаться), даже если это противоречит их желанию иметь другое тело.
Путь выздоровления начинается с терпимости к своему телу, через его принятие, а затем к тому, чтобы чувствовать себя в нем хорошо, ценить его и, возможно, даже любить его (если они случайно думают об этом, что бывает не так часто, потому что в их жизни масса других захватывающих интересов).
В этом тексте речь идет о более поздних этапах выздоровления, когда ваш ребенок будет способен рефлексировать и осознавать себя. Мы можем проявлять сочувствие и работать над повышением осознанности. Поскольку неудовлетворенность телом является практически нормой среди подростков в целом, существуют некоторые способы, которые можно использовать для помощи своему ребенку. Мы можем использовать их, чтобы сначала обучиться самим и проработать собственные скрытые установки – было бы странно не иметь их, учитывая общество, в котором мы живем.
Наши дети все время наблюдают за нами и учатся у нас, поэтому важно продемонстрировать им инклюзивный, нейтральный к телу, нейтральный к весу подход в повседневной жизни. «Нейтральный» в том смысле, что мы не концентрируем внимание ни на чьей внешности – поэтому, если вы заметили новую морщинку на своем лице, переживите это наедине с собой.
Иногда вы можете радоваться и быть бодипозитивными, когда улыбаетесь своему отражению в зеркале, или когда красите волосы в ярко-фиолетовый цвет и активно благодарите тело за то, как хорошо оно работает. Когда наши дети выполняют домашнее задание по биологии, мы можем восхищаться сложными механизмами функционирования нашего организма. Когда мы чувствуем желание прокомментировать чью-то внешность, мы можем отметить его яркость, широкую улыбку, открытую и решительную позу, видимое благополучие и то, как они взаимодействуют с нами и с жизнью. Такая красота сообщает нам о человеке больше, чем любой «внешний вид».
Мы можем поговорить о фильме, реалити-шоу или книге: поразмышлять о том, что самый крупный персонаж является либо хулиганом, либо забавным героем второго плана – редко главным героем. Мы можем спросить: «Как ты реагируешь, когда видишь такие селфи?» Это обсуждение может привести к размышлениям об отношении к людям в обществе, в школе. По мере того, как наши дети развивают ценности телесного многообразия, они могут заметить, насколько жесткими и критичными они являются в отношении своей собственной внешности. Им может быть любопытно, как их самооценка зависит от цифр на весах. Они могут задаться вопросом, почему они придают такое большое значение своей внешности, если у них уже совсем другие ценности. Этот дискомфорт, этот «когнитивный диссонанс» лежит в основе некоторых доказательных программ, способствующих принятию тела.
Как и родители, терапевты могут вести полезные беседы, чтобы стимулировать мышление наших детей. Терапия, основанная на семье, похоже, непосредственно не влияет на искаженное представление о форме тела. Когнитивно-поведенческая терапия при расстройствах пищевого поведения имеет компонент коррекции образа тела. Если вашему ребенку предлагается какой-то из способов работы с образом тела, и он желает попробовать, то, похоже, вы ничего не теряете.
Сделайте паузу, чтобы оценить, насколько много вы ждете от своего ребенка. Вы надеетесь, что они примут свое тело, но каждые несколько минут они получают стыдящие сообщения от нашего токсичного общества. Это большая проблема. И все же наши дети растут и расцветают. Часто у них получается более здоровое и счастливое отношение к телу, чем у их сверстников, родственников, учителей и даже врачей.
(По материалам И. Мёсби «Анорексия и другие расстройства пищевого поведения: Как помочь ребенку хорошо питаться и быть здоровым»).
Клинический психолог. Сотрудник психологической службы Дома психологической помощи Анорексии.нет Образование: 2024 г. — МГППУ, специальность…
Руководитель ЦИРПП, врач-психиатр Коршунова Анна Александровна приняла участие в съемках программы о расстройствах пищевого поведения,…
Клинический психолог. Сотрудник психологической службы Дома психологической помощи Анорексии.нет Образование: 2024 г. — МГППУ, специальность…
Клинический психолог. Сотрудник психологической службы Дома психологической помощи Анорексии.нет Образование: 2022 г. — Московский государственный…