Блог

Валидируем правильно

Валидация — это способ принимать свои чувства или чувства окружающих. Она помогает находить зерно истины в точке зрения другого человека или ситуации. Валидация улучшает взаимоотношения, так как мы показываем человеку, что слушаем и понимаем его.

Как валидировать?

Будьте внимательны.

Покажите свою заинтересованность, слушайте и наблюдайте. Не пытайтесь делать несколько дел сразу. Поддерживайте зрительный контакт. Оставайтесь сконцентрированным. Изредка кивайте. Используйте мимику: улыбайтесь, когда вам говорят что-то позитивное, выражайте сочувствие, если слышите что-то печальное.

Повторяйте за собеседником.

Повторяйте слова собеседника, чтобы убедиться, что вы правильно его поняли. Не используйте осуждающих выражений или тона голоса!

Старайтесь по-настоящему вникнуть в мысли и чувства собеседника. Будьте открытыми (не возражайте, не критикуйте, не пытайтесь изменить точку зрения собеседника или его цели). Говорите с интонацией, которая позволила бы собеседнику поправить вас… и проверяйте факты!

Пример: «Так ты на меня сердишься из-за того, что думаешь, будто я солгал тебе в отместку? Правильно я понимаю?»

«Читайте мысли».

Будьте чувствительны к тому, что осталось невысказанным. Обращайте внимание на выражение лица собеседника, язык тела, на обстоятельства и то, что вы уже знаете о человеке. Покажите собеседнику словами и делом, что вы понимаете его. Будьте открыты к тому, чтобы вас поправили.

Пример: Если вы просите друга вас подвезти в конце долгого рабочего дня, и он опускает плечи, лучше сказать: «Ты выглядишь усталым. Я попрошу кого-нибудь еще».

Старайтесь понять.

Старайтесь понять чувства и мысли человека, обоснованность его поведение, исходя из предыстории, душевного и физического состояния и обстоятельств (т.е. причин) – даже если вы не одобряете поведение человека, либо его взгляды кажутся вам неверными. Скажите: «То, что ты делаешь, имеет смысл… потому что…»

Пример: Если вы послали приглашение на вечеринку по неверному адресу, скажите: «Я понимаю, почему ты подумал, будто я нарочно не пригласил тебя».

Признайте то, что имеет смысл.

Покажите человеку, что вы понимаете, что его мысли, чувства или действия обоснованы в данной ситуации. Ведите себя в соответствии с обоснованностью поведения другого человека.

Пример: Если вас критикуют за то, что вы не вынесли мусор в свое дежурство, признайте свою ошибку и вынесите его. Если у человека возникла проблема, помогите ему решить ее (если только он не хочет, чтобы его просто выслушали). Если человек голоден, накормите его. Оцените усилия, которые человек прилагает.

Общайтесь на равных.

Будьте самим собой! Не возвышайте и не принижайте собеседника. Общайтесь с ним на равных, а не как с более слабым и неспособным.

Пример: Будьте готовы признать свою ошибку. Если кто-то представляется только по имени, без отчества, сделайте то же самое. Спрашивайте человека о его мнении. Не старайтесь занять оборонительную позицию. Будьте осторожны, когда даете непрошеные советы или говорите человеку, как ему поступить. Помните о том, что вы можете быть неправы.

Закрепите знания — потренируйтесь в навыках валидации!

Источник: «Тренинг навыков DBT. Раздаточные материалы. МОДУЛЬ Навыки Межличностной Эффективности»

Кристина

Recent Posts

Качан Валерия Эдуардовна

Клинический психолог. Сотрудник психологической службы Дома психологической помощи Анорексии.нет Образование: 2024 г. — МГППУ, специальность…

3 недели ago

Руководитель ЦИРПП Анна Коршунова на ТВ3 в программе о РПП

Руководитель ЦИРПП, врач-психиатр Коршунова Анна Александровна приняла участие в съемках программы о расстройствах пищевого поведения,…

4 месяца ago

Григорьева Дарья Александровна

Клинический психолог. Сотрудник психологической службы Дома психологической помощи Анорексии.нет Образование: 2024 г. — МГППУ, специальность…

6 месяцев ago

Папулова Дарья Сергеевна

Клинический психолог. Сотрудник психологической службы Дома психологической помощи Анорексии.нет Образование: 2022 г. — Московский государственный…

6 месяцев ago